Особенности схемы «Бревенчатый домик»

Одним из наиболее интересных и практичных орнаментов, распространенных в различных культурах, является блок из пересекающихся полос. Названий у него множество – «Бревенчатый домик», «Очаг», «Американский квадрат», «Logcabin».

Содержание


Особенности схемы «Бревенчатый домик»

Этот орнамент встречается на одежде и домашнем текстиле самых различных стран и времен – на покрывалах Англии 19 в., в мотивах одежды старообрядцев и текстиля Египта. Этот блок можно смело называть ветераном лоскутной техники шитья, он удобен, практичен, экономен, позволяет получить любые варианты неповторяющихся и очень красивых рисунков. Сегодня «Logcabin» популярен в геометрических орнаментах пэчворка, при этом мастерицы используют не только классические варианты шитья, но и смелые эксперименты. Возможности этого рисунка почти ничем не ограничены, квилты с использованием геометрических блоков могут быть оригинальными, привлекательными и неповторимыми. При этом, наверное, нет в мире квилтера, который хотя бы раз не использовал в своей работе технику «Logcabin».


Классический блок «Бревенчатый домик»

Классический внешний вид блока символизирует избу из бревен с квадратным очагом в центре. С одной стороны орнамента располагаются темные полосы, с другой – светлые, что имитирует тень и свет от очага, при этом переход теней может быть плавным или резким, что зависит от основного замысла орнамента (рис. 1, 2). При этом плавный переход позволяет изобразить рисунок не в виде «бревенчатой избы», а «колодца». В этом случае центрального квадратного «очага» нет, используются только полоски по периметру и элементы, имитирующие воду.
Рис. 1.

Рис. 2.
Сначала рассмотрим классический вариант схемы, при котором рисунок получается строгим и симметричным. Это база, на основе которой можно использовать оригинальные дополнительные элементы, нарушающие правила классического блока, но придающие орнаменту очень привлекательные и необычные черты.


Схемы сборки

Классический блок позволяет подробнее ознакомиться с секретами техники, научиться не только правильно составлять орнамент, но и экономно расходовать ткань и нитки.
Для шитья «Бревенчатая изба» надо предварительно выкроить заготовки в виде полос и центральных квадратов. Полосы надо резать на всю длину отреза ткани, тщательно отмеряя только ширину. Это облегчает шитье и позволяет экономно расходовать материал во время работы. Перед раскроем надо составить шаблон в виде схемы, определить все размеры отдельных элементов, распланировать цветовую диагональную разбивку, которая является основой. Вариантов расцветок может быть много, (рис. 3 а, б, в), например, для каждого яруса рекомендуется использовать рамки в виде контрастных оттенков, получая необычный и красивый эффект (рис. 4). Также можно использовать прием плавного градиента цвета – сделать края более светлыми, а центр – темнее, получая необычный эффект «ямы». Если использовать градиент наоборот, получается рисунок, имитирующий «горку», красивый и визуально объемный орнамент (рис. 5).
Рис. 3а. Цветовая диагональная разбивка

Рис. 3б. Цветовая диагональная разбивка

Рис. 3в. Цветовая диагональная разбивка

Рис. 4. Рамки в виде контрастных оттенков

Рис. 5. Имитирующий «горку» орнамент


Порядок сборки схемы «Бревенчатый домик»

Порядок сборки простой:
начальный элемент – квадрат, располагающийся в центре (для классического блока «Бревенчатая изба»);
затем последовательно начинают притачивать полосы, идя по кругу от центра к краям;
после первого яруса надо начинать второй, сохраняя направление, постепенно доводя готовый блок до необходимого размера.
Чтобы облегчить работу, можно предварительно на шаблоне отметить номерами отдельные элементы, нанося такую маркировку на обратную сторону полос (рис. 6).
Рис. 6.
Порядок для второй схемы отличается, такой блок еще называется «Песочные часы» или «Ступени в суд»:
центральным элементом является квадрат;
далее с противоположных сторон притачиваются полосы одного размера, затем квадрат поворачивается и с противоположных сторон пришиваются еще две полосы;
далее блоки наращиваются до необходимого размера (рис. 7а, б, 8а, б).
Рис. 7а.

Рис. 7б.

Рис. 8а.

Рис. 8б.
Для пошива одного одеяла по классической схеме требуется 12-100 блоков, что зависит от их размера и типа. Схема шитья довольно простая, но надо подготовиться и правильно начать. Сначала булавками наживляются центральные квадраты блоков, соблюдая определенные расстояния (рис. 9). Далее надо загладить припуски и прострочить детали, соблюдая ровность углов. Квадраты рекомендуется не крепить вплотную, а делать пропуски по 1-1,5 сантиметра для выравнивания. В итоге получается рисунок в виде квадрата и одной полосы, который надо отгладить и выровнять при необходимости. Далее схема продолжается, к каждому элементу пришиваются полосы в соответствии с задуманным рисунком (рис. 10 а, б). Все действия повторяются несколько раз, пока не будет готов блок требуемого размера (рис. 11 а, б).
Рис. 9.

Рис. 10а.

Рис. 10б.

Рис. 11а.

Рис. 11б.


Использование комбинированных элементов

Для разнообразия получаемого орнамента можно использовать комбинированные элементы. К примеру, красиво будут смотреться цепочки квадратов, расположенных по диагонали (рис. 12). Такая схема сложная, так как отдельные элементы имеют маленькие размеры и работать с ними сложно. Кроме того, отдельные квадраты надо предварительно аккуратно притачать с полоскам, а потом уже пришивать постоянными стежками. Большое значение при такой сборке имеет точность стыковки отдельных элементов – все стороны и углы должны сходиться, не допускается никаких неровностей. При раскрое полоски желательно делать немного длиннее, лишнее всегда проще отрезать, чем раскраивать новые полосы (рис. 13 а, б).
Рис. 12.

Рис. 13а.

Рис. 13б.
Конечно, такая схема является нарушением классической, но именно эта дает очень интересный и необычный эффект. При этом автоматическое смещение центра во время пришивания широких полос с одной стороны и узких с другой, придает рисунку оригинальность, недостижимую при классической схеме. Чтобы сделать орнамент более выразительным, рекомендуется использовать контрастные цвета (рис. 14).
Рис. 14. Рекомендуется использовать контрастные цвета

Получается скругленная и плавная диагональ, образующая различные мотивы – венки, сердечки или круги.
Для разнообразия рисунка можно использовать трапециевидные полосы, чередовать их ширину или менять порядок.

Альтернативные элементы для классической схемы

Для классической схемы центральный блок выполняется только в виде квадрата, ромбы, треугольники и трапеции (рис. 15 а, б, в) являются нарушением техники. Но на практике такой прием достаточно популярен, он позволяет строгий симметричный рисунок превратить в оригинальный и очень привлекательный. Например, трапециевидные элементы образуют необычный рисунок «пьяные квадраты», конечный результат будет совершенно непредсказуемым. Поэтому при планировании надо заранее сделать шаблон, все блоки выравнивать по нему, чтобы получить красивый и гармоничный орнамент. Конечно, сделать это без опыта очень сложно, так как автоматически хочется полоски пришивать параллельно.
Рис. 15а.

Рис. 15б.

Рис. 15в.

Рис. 15г.

© Knitted-Patchwork.Ru. Использовать материал можно только с разрешения редакции.

вконтакте
Фэйсбук